Описание
Эффе́кт ба́бочки — термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем. Незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и в другое время.
Детерминированно хаотические системы чувствительны к малым воздействиям. В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, ошибки и неопределённость нарастают экспоненциально с течением времени. Э. Лоренц назвал это явление эффектом бабочки: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии («эффект бабочки» вызывает и аллюзию к рассказу 1952 г. Р. Брэдбери «И грянул гром», где гибель бабочки в далёком прошлом изменяет мир будущего). «Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении… Предсказание становится невозможным» (А. Пуанкаре, по: Хорган, 2001).
Борясь с психологическими последствиями подавленных детских воспоминаний, Эван Треборн изобретает механизм путешествия в прошлое. Он получает возможность вернуться в свое детское тело и сделать что-то не так, как он делал в реальном прошлом. Но, возвращаясь в настоящее, он видит, что его исправления ведут к фатальным последствиям в сегодняшнем мире. Ему приходится возвращаться в детство вновь и вновь, но от этого в настоящем становится все хуже и хуже...
Фильму предшествует эпиграф: «Говорят, что даже такая мелочь, как взмах крыла бабочки, может в конце концов стать причиной тайфуна в другой части света». Хорошо известно, что для американского фантаста Рэя Брэдбери этот выразительный пример, иллюстрирующий ключевое положение теории хаоса, ещё полувеком раньше, в 1952-м году, послужил источником вдохновения. И в сцене, воспроизводящей один из вариантов «альтернативного прошлого», звучит голос Эвана, читающего тот самый, легендарный рассказ «Звуки грома». А осуществив очередное перерождение, он оказывается студентом университета имени не кого иного, как Брэдбери. Таким образом, речь не должна вестись о плагиате – исключительно о развитии темы, заявленной классиком.
О развитии, действительно талантливом, впечатляющем как полётом фантазии, так и очень смелой, местами парадоксальной и не лишённой толики «чёрного юмора» трактовкой. Изначально1 Эрик Бресс и Дж. Мэкки Грабер окрестили главного героя Крисом Треборном, чтобы было достаточно сместить одну букву – и получить фразу «Christ Reborn», то есть ‘Христос Возрождённый’. Однако в итоге они предпочли придать повествованию более обобщённый характер, поведав почти об «Event Reborn» –событии, проигрываемом вновь и вновь в разных вариациях. И каждый раз – не доставляющем ничего, кроме боли и страданий. «Ты не Бог!!!», – в неистовстве кричит Эвану, ставшему самим собой в семилетнем возрасте, отец, слышащий в ответ самоуверенное обещание, что он-то сумеет устранить ошибки и несправедливость, устроив всё наилучшим образом. Эффект бабочки, когда любая деталь, незамеченная самонаречённым демиургом по причине кажущейся абсолютной незначительности, оказывается архиважной, срабатывает раз за разом с неумолимостью рока. Бресс и Грабер явно не разделяют оптимизма Роберта Земекиса, пришедшего к выводу, что путешествия «назад в будущее»2 рано или поздно завершатся просто замечательно. Последний выбор Треборна, до глубины души прочувствовавшего принцип Истории, не знающей сослагательного наклонения, по-восточному мудр. Чем не броский образ нирваны, достичь которой, согласно буддистско-джайнистским откровениям, можно, лишь прервав бесконечную череду рождений и смертей?!
«Эффект бабочки» принадлежит к числу фильмов, отмеченных несомненной печатью новаторства, в которых форма превосходно соответствует3 сложному содержанию. Сама драматургическая конструкция держится на нескольких точках бифуркации, придавая продекламированной неизбежности (дальнейшего развития диссипативных, или необратимых, систем в заданном направлении) предельно зримый и осязаемый характер.