Описание
О фильме:
Иногда появляются великие фильмы, которые меняют кино навсегда. Шедевр сэра Альфреда Хитчкока "Психо" - именно такой фильм. Эта картина, поставленная по повести Роберта Блоха, стала одной из самых нашумевших и "цитируемых" лент в истории кинематографа, кладовой инноваций и изумительных придумок. "Психо", - самый кассовый фильм гениального Хитчкока, был представлен на четыре премии "Оскар".
Мэрион Крейн сбегает с большой суммой денег, которую доверил ей получить собственный босс. Стараясь избежать нежелательных встреч с представителями закона, она останавливается в придорожном мотеле, которым управляет застенчивый молодой человек по имени Норман Бэйтс. Ночь в мотеле - становится для Мэрион последней... Поиски беглянки, предпринятые сначала частным детективом, а потом и ее родной сестрой приводят к череде жутких событий и... зловещему мотелю.
Психоз» стал самым кассовым фильмом Хичкока — мировые сборы превысили 50 миллионов долларов. Режиссера это, конечно, радовало, но удовлетворение ему принесло прежде всего воздействие фильма на зрителей. «Мне, в сущности, безразлична тема,- отмечал Хичкок, — не очень важна актерская игра; но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. Нашему тщеславию чрезвычайно льстит способность киноискусства влиять на чувства масс. И «Психоз» в этом отношении может считаться удачей. Людей потрясли не сюжет, не великое актерское искусство и не любовь к бестселлеру, по которому поставлен фильм. Это сделало чистое кино. Моя задача — обеспечить публике благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Избавиться от омертвения и восстановить душевное равновесие можно только с помощью искусственных приемов, действующих на грани шока. Наилучшим образом эта цель достигается с помощью кино. И успех достигается не содержанием, а техникой. В фильме камера доминирует».
«Психоз» — серьезная история, пересказанная тем не менее с юмором, что сам Хичкок не раз подчеркивал: «Если бы «Психоз» задумывался как абсолютно серьезный фильм, его следовало бы разворачивать как клинический случай без всякой тайны или саспенса, как документ, историю болезни. А кино саспенса немыслимо без иронии».
Критики справедливо отмечают, что у Хичкока буквально каждый сантиметр экрана несет информацию — тут нет пустого пространства.
В офисе, где работает Марион, на стене висят две картины: на одной — дорога, где девушку позднее остановит полицейский, а на второй — болото, в котором Норман утопит машину.
До того как Марион крадет деньги, ее бюстгальтер и сумочка — белого цвета. После кражи они становятся черными. Хичкок это сделал умышленно, показав тем самым, что героиня совершила плохой поступок. Номер на втором автомобиле Марион — НФБ-418. Это инициалы Нормана (Френсиса) Бейтса.
«Психоз» Альфреда Хичкока по опросу журнала «Энтертэйнмент Уикли» занял 11-е место в списке самых лучших фильмов за всю историю кино. Кроме того, он оказался лучшим в жанре «триллер».
P/S: В 2004 году редакторы британского журнала «Тотэл филм» попросили критиков определить «лучшие сцены смерти» в истории кино. Первое место по итогам опроса заняла сцена убийства Марион в душе.
Пожалуй, данную сцену можно назвать одной из трех самых культовых сцен в истории кино. Две остальные (это мое личное мнение) — сцена где герой Роберта де Ниро разговаривает сам с собой возле зеркала в фильме «Таксист» и, конечно же, финальная сцена фильма «Лицо со шрамом».
В главных ролях:
Энтони Перкинс (Anthony Perkins) - Норман Бейтс (Norman Bates)
Джанет Ли (Janet Leigh) - Мэрион Крейн (Marion Crane)
Вера Майлс (Vera Miles) - Лайла Крейн (Lila Crane)
Джон Гевин (John Gavin) - Сэм Лумис (Sam Loomis)
Мартин Бальзам (Martin Balsam) - детектив Арбогаст (Milton Arbogast)
Джон МакИнтайр (John McIntire) - шериф Эл Чемберс (Al Chambers)